ЦБ разрабатывает способ оградить заемщиков от недобросовестных кредиторов

alt

 

  В скором будущем в кредитной истории заемщика банки, микрофинансовые организации (МФО), кооперативы и пр. должны будут указывать и такую причину отказа в кредитовании, как несоответствие данных, представленных заемщиком, тем, которые имеются о нем у них. По мнению регулятора, такая мера защитит заемщиков от некачественных баз данных, которые могут использовать кредиторы.

  Проект указания ЦБ "О составе и порядке формирования информационной части кредитной истории" был размещен на сайте регулятора для прохождения экспертизы на коррупциогенность. Это первая официально опубликованная версия данного документа. Она несколько отличается от предыдущих рабочих версий.

В частности, регулятор расширил перечень причин отказа в выдаче заемщику кредита, которые банк, МФО или кооператив должен указывать в информационной части кредитной истории клиента с 1 марта 2015 года. Если раньше в качестве причин отказа предлагались кредитная политика заимодавца, кредитная история заемщика и избыточная долговая нагрузка на него, то теперь появилась и такая причина, как "несоответствие информации о заемщике, указанной им в заявлении (на получение кредита), сведениям, которыми располагает заимодавец (кредитор)". Кроме того, теперь в кредитной истории предлагается также указывать и тип кредитора, выдавшего ссуду или отказавшего в ней (банк, микрофинансовая организация, кредитный потребительский кооператив или иная организация).

  Цель, с которой ЦБ вносил данное изменение,— защита заемщиков, указывают там. В том числе от технических ошибок: ведь качество источников информации, тех же баз данных, по которым банки проверяют данные заемщика, тоже может быть под вопросом. Конечно, это дело кредитора, на что полагаться при проверке информации о заемщике, но и у заемщика должен быть способ защитить себя от неправильных оценок, ведь банк не суд в конечной инстанции. Если в качестве причины отказа в выдаче заемщику кредита будет стоять именно это основание, заемщик может обратить на его субъективизм внимание следующего кредитора с целью стимулировать того перепроверить данные. В конце концов, данная конкретика может ему позволить проще реабилитироваться в суде, в отличие от крайне размытого основания для отказа — "политика банка".

  Впрочем, сами финансовые институты интерпретируют новацию шире. С одной стороны, вероятно, этот пункт может защищать клиента. Последний, по крайней мере, сможет запросить МФО или кооператив, на каком именно основании его кредитную заявку отклонили. И со временем может сложиться определенная претензионная практика. С другой стороны, если кредитор сталкивается со случаями, когда заемщик, действительно, пытается приукрасить информацию о себе, чтобы получить кредит, делая пометку об этом в кредитной истории, то в последующем процесс принятия решения кредитором становится более объективным.

  Из сказанного следует:

1. Заемщику во избежание проблем – как в долгосрочной перспективе, так и на данный момент – в кредитной истории необходимо указывать только достоверную информацию.

2. Полученную информацию кредитор обязан обрабатывать, применяя актуальные и объективные методы.


 
Яндекс.Метрика
8